Миражи Московских фасадов

Миражи Московских фасадов — атрибутация!

Староконюшенный переулок 35, Пречистенка  39, Земляной Вал 56.

Три адреса, три разных здания, выстроенных с разницей в 11 лет, разные архитекторы, казалось бы, что может их объединить ?

Да, фасады всех трех домов богато декорированы. Но если про дом на Земляном Валу нам известен автор этого декора – лепщик Ф.П. Пантелеев (на сайте позже будет размещена копия ранее опубликованной заметки в  https://www.другая социальная сеть.com/mascaron.org/posts/1543378139354104 ), по авторство лепного декора по первым двум адресам не известно: московское законодательство фактически блокирует  доступ независимым исследователям к архивным документам. (см  Закон города Москвы от 28 ноября 2001 г. № 67 «Об Архивном фонде Москвы и архивах» , который фактические не дает независимым исследователям доступа к исторических документам о домах постройки до 1917 года !  — согласно статье 16  документированная информация по объектам недвижимого имущества выдается с разрешения собственников данных объектов. Объяснять не надо ! )

А фасадные декорации и в Старокунюшенном переулке (http://mascaron.org/?pid=4394 ), и на углу Пречистенки и Садового (http://mascaron.org/?pid=5320 ) заслуживают большого внимания, и уж точно —  памяти и уважения их автора.

Дом 35 в Староконюшенном переулке для коллекционера живописи Д.И. Щукина выстроил архитектор А.А. Остроградский  в 1898 году. Приглашенный им автор, используя характерный для гротеска прием, “спрятал” в вертикальном орнаменте сразу пять персонажей: трех птиц (пара и одна, отдельно сидящая) и парные  саламандр.

 

Однако самым примечательным в этом рельефе является центральное изображение птицы с расправленными крыльями (именно к этой иконографии мы еще вернемся  на фасаде дома Лихутина на Пречистенке).

 

Весьма вероятно, что прообразом, мотивом этого рельефа и его центральной фигуры послужила так называемая Ара Пачис Августа (лат.Ara Pacis Augustae – Алтарь мира Августа, обычно сокращаемый до Ара Пачис). Алтарь был возведен в Риме и освещен 30 января 9 года до нашей эры в честь триумфа – возвращению  Августа после побед в Испании и Галлии – и посвящен римской богине мира Пакс. Он украшен многочисленными  растительными орнаментами и изображениями животных и птиц, одним из которых как раз и является птица с распростертыми крыльями. Нетрудно увидеть, что иконография лебедя в Староконюшенном переулке практически совпадает с римской (на иллюстрации слева).

 

К сожалению, как отмечалось, обнаружить, кто был автором лепного рельефа этого особняка, не удалось. Не исключено, что где-то в закрытых для независимых исследователей архивных документах такая информация и содержится, но нам придется провести свое “расследование”, которые само по себе оказалось весьма примечательным.

Для этого переместимся на угол Садового Кольца и Пречистенки. В 1892 году, знакомый нам уже по Староконюшенному переулку архитектор А. А. Остроградский строит первую очередь  дома Лихутина на Пречистенке 39. Это было 4х этажного здание. В 1913-1914 гг оно было надстроено архитектором И.С. Кузнецовым еще двумя этажами при новом владельце (“Москва. Архитектурный путеводитель”, Бусева-Давыдова).

Обратим внимание на колонки, обрамляющие окна третьего этажа, точнее говоря на лепной декор в основании этих колонок: небольшие, едва  различимые еще и в силу деструкции и бездумной покраски, весьма необычного вида детские персонажи (или — антропоморфные персонажи ). Словно акробаты, сидя, они балансируют не веточке гротескного орнамента справа и слева от мужской маски.

 

 

К сожалению, не простые погодные условия, порой бездумная окраска и  невнимательное отношение к Московской  фасадной декоративной скульптуре превращает ее персонажей в по-настоящему незримые образы, оставляя только их своеобразные  миражи. Так, например, эти  персонажи-акробаты, на соседних колоннах сейчас представляют собой бесформенную “массу”,  (http://mascaron.org/?pid=5319 ) и их не представляется возможным даже просто опознать, буквально 2-3 колонны сохранили хоть как-то читаемый образ!

Но и такие миражи — еле уловимые черты персонажей и деталей, пусть и в таком виде, не только сберегают память, но порой могут и помочь узнать, например, неизвестное ранее авторство лепного декора.

На одном из рельефов этого дома, расположенном  в межоконных плоскостях последнего этажа, едва читается образ птицы, стоящей на вазоне в центре гротеска.  Такая же птица есть и в верхней части орнамента гротеска колонн третьего этажа (вспомним о ней еще раз чуть ниже).

 

Парное сравнение центрального фрагмента с птицей этого протеска и  соответствующего фрагмента гротеска из Староконюшенного переулка (приводится черно-белая редакция, для удобства сравнения) позволяет говорить о фактическом повторении  мотива. В 1898 году рельеф выполнен более изящно, с изменением и проработкой мелкой пластики (возможно, он меньше подвергался покраске), но очевидная схожесть замысла и многих деталей позволяет сделать предположение об одном авторе.  Но кто он? Пока приведенное сравнение не дает ответа.

Такой же лебедь, как легко увидеть выше, есть и в верхней части рельефа, на колонне фасаде дома Лихутина, на третьем этаже, что позволяет отнести его 1892 г, когда создавался первоначальный объем здания архитектором Остроградским.

Продолжая поиски автора фасадного декора, обратим внимание на маску на кронштейнах, расположенных под карнизом 4-го этажа, что также дает основание датировать их тем же 1892 годом.

Сравним эту маску с другой, размещенной  на аналогичном кронштейне, но уже под фронтоном на доме 56 на Землянов валу. Известно, что фасадный декор на Земляном Валу выполнил лепщик Ф.П. Пантелееве (Об этом доме, и авторе его фасадных декоративных рельефов, говорится в разделе “Купидон. Игры, смех и забавы.”).

На Земляном Валу 56  в 2021 году завершились реставрационные работы, и рельеф с этой маской заметно поновлен. Тем не менее, не вызывает сомнения, что и на Пречистенке использовался один и тот же образ, и, вероятнее всего (требуется дополнительная проверка), одна и та же форма для отливки, что косвенно подтверждается  и одинаковым  профилированием основания кронштейна.

 

Конечно, эти декорации – кронштейны, могли были быть и куплены в мастерской лепщика Пантелеева для декорирования фасада дома Лихутина. На Пречистенке на фасадах 1892 г. (на фасаде основного первоначального объема), есть и скульптурные изображения Ареса и Геракла (http://mascaron.org/?pid=5321 ), и гротески (http://mascaron.org/?pid=5320 ), орнаменталистика и Green Man (http://mascaron.org/?pid=5317 )… и, вспоминая разнообразие лепных “изделий” на фасаде выставочного дома лепщика Пантелеева, вполне логично можно допустить, что он и мог выполнить весь этот разнообразный лепной декор для дома на Пречистенке, 39.

Стилистика исполнения гротесков,  грифонов-львов  (http://mascaron.org/?pid=1284 ) на вытянутом фризе, и, прежде всего,  использование одинаковой иконографии “образа лебедя”, позволяют сделать предположение, что А.А. Остроградский пригласил лепщика Пантлеева и для выполнения работ по созданию лепного декора для особняка  Щукина в Староконюшенном переулке в 1898 г.

Безусловно, авторство фасадных декораций  этих двух домов  на Пречистенке и в Староконюшенном — это только предположение. Но, тем не менее, в отсутствие  документального подтверждения, такое предположение, базирующееся  на приведенной аргументации, думается, имеет право на существование J

И, что самое главное, эти наблюдения могут побудить к началу документального исследования, при условии изменения московского закона об архивном фонде.

© mascaron.org