Тайна Института Лазарева в Армянском переулке

Армянский бриллиант “Граф Орлов”

(из обзора “Московские львы”)

 

 

С пилонов ворот Института Лазарева в Армянском переулке  (дом 2) на всех вступающих в эту старинную усадьбу, пережившую пожар 1812 года,  вот уже без малого двести  лет взирают два льва.  Явно не дремлют они,  и их, только на первый взгляд кажущаяся безмятежной, поза  не оставляет сомнения,   что им есть что тут охранять. И это не только  чудом сохранившейся образец усадебной застройки  Москвы, относящейся в основе своей к 17 веку, но и некая тайна, связанная и с самим этим  местом, и с ее владельцами .

“Великий Могол”, а еще ранее “Лунный (или желтый) алмаз”, а, возможно, еще и “Дурианур”(что означает “море света”, или  “ Море солнечного света ” – изначальное индийское название)… вот сколько разных, по своему примечательных названий, приписывается всего лишь одному камню. Но какому!  Алмаз весом (в нынешнем состоянии после огранки ) 189,62 карат!   Кто не слышал о знаменитом бриллианте “Граф Орлов“, украшающем скипетр Российских Самодержцев.  Да, да это именно этот “наш” “Граф Орлов” до своего появления в России носил  такие имена. История этого бриллианта, впрочем, как и  многое, связанное с драгоценными камнями окутана тайнами.   Этот камень  стал “героем” многих приключений, оставивших где-то зримый след, а где-то просто туманные намеки и загадки.

Но “случай, бог изобретатель”  оставил место и для Москвы на пути истории приключений этого бриллианта.  И это не только сам Алмазный фонд  Московского кремля, где сейчас хранится Скипетр Российских Самодержцев с этим бриллиантом, но  и, казалось бы, тихий, уютный и далекий “от власти”  Московский  переулок в Мясницкой части – Армянский переулке.  А ранее — Столповский (или Никольский) по названию церкви (Святого Николая в столпах и Семиона Столпника) .  Точнее говоря, история Графа Орлова и камня и самого графа неразрывно связана с  домом 2 по Армянскому переулку. Сейчас здесь располагается Посольство  Республики Армения.  А на самом деле  это является собственностью Армении. Удивительная судьба объекта культурного наследия России !

Об этом замечательном владении, и  тайнах,  окутавших его владельцев словно призрачное  покрывало,  которое скрывает  загадки  происхождения капиталов и историю вступления в “высший свет”, и пойдет ниже речь.

В 1758 году перебравшийся из Астрахани  в Москву состоятельный купец армянского происхождения Лазарь Назарович Лазарян покупает владения в Столпове с каменными постройками в два этажа.  Владельцем и продавцом этого владения был еще один, не менее состоятельный, представитель армянской, тогда еще не столь многочисленной,  диаспоры в Москве Захарий Шариманян, (Шериман, Шахриман, Шаримян, Shahrimanian, Seriman).  Примечательным (случайным ли  совпадением только ?)  является факт, что обе семьи происходят из одного армянского предместья бывшей столицы нынешнего Ирана, в прошлом Персии — Новой Джульфы (Исфахан).  Различные Армянские печатные источники отмечают огромное состояние рода Шериманянов. Отмечаются также их деловые связи практически по всему миру – Бирма, Англия, Голландия, Италии. А 1699 австрийский эрцгерцог  (1657г.), император Священной Римской империи (с 1658 г.) Леопольд I Габсбург пожаловал им графский титул за заслуги по распространению католичества ! в Иране. Именно род Шериманянов возглавлял армянскую католическую общину в Иране. Ходжа Захар (Захарий) Саградов (еще одна фамилия рода Шериманянов) будучи в 1660-х годах  послом Персии при дворе царя Алексея Михайловича много сделал для развития отношений не только Персии, но армянских купцов на Руси.  Считается, что именно Ходжа Захар Саградова еще в 17 веке заложил основы, сохранившегося и до наших дней, проникновения Армянского капитала в Российскую экономику. Кстати именно Ходжа Саградов со своим партнером Григором Лусикововым  и привез в подарок от имени Персидского Шаха Алексею Михайловичу знаменитый алмазный трон, который хранится в Грановитой Палате Кремля.  Вот какое сохранилась летописное  упоминание:  “1660 года, Великому Государю Царю Алексею Михайловичу челом ударил Кизилбашскаго шахова бляжняго человека Модевлетова, купчина Армянин Захарей Сарадаров в дарех: крест оправлены золотом с каменьи, с алмазы и с яхонты и с жемчуги, оценке 22,591 руб. алтын.”

В начале 18 века род Шериманянов кроме нескольких участков с постройками в Москве владел и шелковой мануфактурой  в нынешнем Фряново, и даже до официального провозглашения Петербурга Столицей обустроил там несколько торговых лавок.  Однако с воцарением Анна Иоанновны, лишившись своего высокопоставленного покровительства  в лице Волынских, Шериманяны  сворачивают свою деятельность в России и перебираются в Европу.  Именно в это время (1758 год) они и продают свои “активы” (в Москве, Санкт Петербурге, Фряново) Лазарянам, которым  и было суждено (поручено?) продолжить укреплять роль армянской диаспоры в Москве и России в целом.

Со временем род Лазарянов  напротив своего нового владения в Столпове строит Армянскую церковь (сохранился только, но практически полностью перестроенный, дом притча), а в самом владении – в правом флигеле — в 1815 году открывает Армянское училище. Оно получило официальное наименование – Лазаревский институт восточных языков.  А за переулком закрепилось устойчивое название Армянский.

Что касается самого владения 2 по Армянскому переулку,  то оно приобретало дошедший до нас вид в результате двух реконструкций. Первая, выполненная в 1814-1823 годах, придала ампирный, характерный для послепожарной Москвы  вид центральному зданию усадьбы и двум флигелям. Автор этого проекта точно не известен, но сохранились упоминания о том, что строительством руководил  Т.Г. Простаков  при участии крепостного архитектора Лазаревых И.М. Подьячева.  Обелиск Лазаревым (установлен в 1822 году) находился в то время за главным корпусом в усадебном парке, и был перенесен на центральную линию главного входа только в 1914.

А вот украсившие пилоны  парадных ворот чугунные львы по-прежнему несут свою караульную службу. Однако, нужно не забывать, что  и на  гербе Лазаревых (дворянство им было пожаловано Императрицей  Екатериной II в 1774  году) присутствует лев. Поэтому появление льва, пусть даже не в явном, гербовом знаке, но все же призвано служить и напоминанием о дворянском роде, владеющем этой усадьбой.

Видимо для придания пущей важности в ходе очередной  реконструкции этих чугунных львов “позолотили”. Точно утверждать, что это те, чугунные львы не приходится – проверить их чугунную природу не позволит охрана посольства :),  хотя общий их вид, насколько это можно судить, именно тот, что и на литографии первой половины XIX века.

На литографии (акварель) 1836 года, выполненной в Париже отчетливо можно рассмотреть и представить, как выглядела усадьба и Лазаревский институт после работы И.М. Подьячева.

 

В 1840-х годах архитектор А.Г. Григорьев  соединил боковые флигели с главным  домом переходами.  Им же чуть позже, в 1850 году были перестроены и присоединены к северному (правому) флигелю приобретенные ранее соседние палаты середины  XVIII века.

Сами по себе эти палаты примечательны для истории Москвы. Как и многие другие, эти палаты, выстроенные в камне еще в 17 веке, переходили многим владельцам. Так палатами в Армянском переулке (и еще отдельным  строением, выходящим в Кривоколенный переулок) владели  окольничий Милославский Ларион Семенович, князь Петр Александрович Юсупов (?), пакитан Василий Приклонский, Арцебашевы. Затем с 1730х годов владельцами этого участка  становятся купцы Голландского происхождения братья Меллеры. Недолгое время владельцами были Невсицкие (по женской линии – Вешнякова, дочь, как бы сейчас сказали, крупного дипломата начала 18 века Алексея Андреевича Вешнякова ).  Но Лазарян выкупил эти владения уже у М.А. Салтыковой. Точно пока не удалось подтвердить, но есть основания полагать, что это княгиня Мариия Александровна Потоцкая, урожденная Салтыкова (1807-1845), происходящая так же, как и Вешнякова,  из  рода дипломата — дипломата А.Н. Салтыкова. Если это предположение  верно, то портрет владелицы это усадьбы можно обнаружить в портретной галереи Ореста Кипренского. А среди ее круга общения были Жуковский и Вяземский.

После присоединения этих палат 17 века к основному объему усадьбы Лазарева, в них был размещен так называемый Типографский корпус

В ходе реставрационных работ последних лет частично раскрыта (воссоздана) старая кирпичная кладка, характерная для XVIII века. Но к сожалению судьба еще одно древней постройки, также расположенной на территории Армянского посольства – вызывают очевидные опасения за их сохранность – это руинированные фрагменты владения рода  Несвицких (возможно Милославских ? ). Хочется верить, что и к этому объекту Республика Армения отнесется так же бережно, как и к главному корпусу самого Института Лазарева.

 

Руинированные палаты  Несвицких

Фасад главного корпуса усадьбы и ее флигелей украшают и типичные для  середины XiX века маски львов (http://mascaron.org/?pid=875 ) и медальон с тремя ликами в сопровождении факелов просвещения (http://mascaron.org/?pid=2218 )

Владение 2 по Армянскому переулку уцелело и дошло до наших дней. Оно хранит в себе не только интересное  архитектурно-художественное наследие, но  и целый пласт преданий, доставшихся ему в наследие от своих примечательных владельцев – древнейших Армянских родов Шариманянов и Лазярянов.

Кстати именно благодаря своему Армянскому “покровительству” старинные палаты во владении 2 в Армянском переулке не пострадали во время пожара 1812 года.  Документальных свидетельств видимо не осталось, но многочисленные воспоминания, со временем превратившиеся в предания, утверждают, что армянская община обратилась к личному  телохранителю Наполеона мамелюку Рустаму с просьбой об организации охраны от пожара. Рустам, будучи сам по национальности Армянином, не мог отказать своим соплеменникам по крови, и владение пережило Московское пожарное лихолетие под присмотром захватившим Москву Французских войск.  Вот так солидарность армян спасла нынешний объект культурного наследия в Москве, но которым стала владеть Республика Армения !

Но есть еще одно, даже не предание, а окутанная “бриллиантовой тайной” история  этого владения, да и самого рода Лазарянов. Вот, что написано о  происхождение рода Лазярянов в “Общем Гербовике дворянских родов Всероссийской Империи”: “ Предок фамилии Лазаревых, как засвидетельствовано грамотами от Царя Теймураса Грузинского и от Патриарха Армянского, Манук Лазарев по пресечении в Армении Государственной фамилии, был Владельцом некоторой части Армянскаго Государства. Сын Манука, Лазарь  (или Елизар – примечание www.mascaron.org ) находился при втором Шахе Абассе главным Начальником над Монетным Персидским двором и Хранителем сокровищ. Внук сего Лазаря, Лазарь Лазарев в бытность его в Персии употребляем во многие Комиссии и был Начальником города Жулфы; а наконец с детьми своими выехал в Россию и завел знатную Мануфактуру. В 1774м году Мая 20го дня он Лазарев, за оказанные им многие заслуги по Указу блаженной и вечной славы лостойной памяти Государыни Императрицы ЕКАТЕРИНЫ Второй всемилостивейшее пожалован с детьми его и их потомками в Российские дворяне. Все сие выписано из представленной копии с Диплома, пожалованного в 1776 году Октября 3го дня помянутому Лазарю Лазареву на дворянское достоинство.”

На что следует обратить внимание в контексте “бриллиантовой  тайны”: дед  переселившегося в Россию Лазаря Лазаряна, был фактическим хранителем сокровищ Иранского Шаха. А именно там, в этой сокровищнице Иранского Шаха, и находился,  вмонтированным в трон, тот самый огромный алмаз – “Граф Орлов” . Правда, тогда, по понятным причинам, он не мог еще называться Графом Орловым.

В специальной литературе можно найти достаточно описаний происхождения этого алмаза вплоть до его загадочного исчезновения из Шахского трона, Также не вызывает сомнения, и  можно документально проследить  и судьбу камня, начиная с “операции” по его обретению графом Орловым.

В Средние века практически все самые роскошные алмазы добывались на богатейших Голкондских алмазных копях в нынешней  Индии. Сама, сохранившаяся до наших дней, крепость Голконда была лишь рынком, где алмазы продавались и покупались. Наиболее богатые копи, где были обнаружены крупнейшие исторические камни, находились  рядом, недалеко от реки Кистна. Некоторые исследования предполагают, что наш “герой” представлял собой осколок крупного кристалла,  вероятно весом 400 карат также обнаруженного в этих копях. Не исключено, что известный бриллиант “Шах” (который также нынче пребывает в Алмазном Фонде) мог быть частью этого кристалла.   Первоначальным владельцем нашего Камня (“Дурианура”) в XVII   и был раджа Голконды. Камню практически сразу стали приписывать различные мистические свойства, возможно из-за его уникальных свойств – необычного  зеленовато- желтоватого свечения особенно заметного при лунном свете.  Считалось, что камень обладал мистической силой проводить на Землю Космическую энергию, и эта сила передавалась владельцу камня.  Сохранились предания, что будто бы этот камень одно время украшал чело индийского бога луны Чандры (по другим – Вишны) и особо почитался, наделяя  обладателя камня мистической  безраздельной властью над миром.

Принадлежавший  в начале XVII в. радже Голконды (в то время независимой территорией ) бриллиант “Лунный алмаз” после  завоевании падишахом великих Моголов  Шах-Джаханон (империя располагалась на территории современных Индии, Пакистана, Бангладеш) переходит во владение правящей династии  Моголов. Так камень, теперь уже ставший носить имя “Великий Могол”,  оказался в Дели.

К этому времени относится и первое документальное описание камня. Это описание  сделал  Французский путешественник Жан Батист-Тавернье в 1665 г во время своего посещения сокровищницы падишаха Империи Великих Моголов  Аурангзеба.   Нет однозначного мнения относительно огранки.  Есть точка зрения, что до наших дней дошла оригинальная огранка еще древних Индийских (точнее сказать — Голкондских) мастеров,  но есть и мнение, что, к камню по поручению Шах-Джахана императора  Великих  Моголов (отца Аурангзеба, и, к слову сказать,  строителя Тадж-Махала),  дополнительную огранку мог выполнить венецианский резчик  Ортензио Борджо.  Но, так или иначе, огранка камня практически всеми признается уникальной и образцовой, максимально сохранившей и раскрывшей  первоначальные формы и свойства камня. Встречаются названия такой огранки — «индийская роза» – в ней около 180 граней.  Именно описание Жан Батист-Тавернье (упоминание о  незначительном надрезе, а в нем едва различимом мутном пятнышке на нижнем ребре) и позволило академику Ферсману в 20-х годах XX века еще раз подтвердить  идентичность нашего  “Графа Орлова” , как  того самого “Великого Могола”.

В 1739 году уже сам город Дели, столицу в то время Великих Моголов,  захватывает Надир-шах. Надир-шах создал огромную империю, в которую помимо нынешнего Ирана входили Армения, Азербайджан,  Грузия, часть Дагестана Афганистан.  “Великий Могол”  оказался на службе Надир-шаха – бриллиант был вмонтирован в спинку шахского трона. Но не долго этому великолепному камню пришлось украшать пусть и тронное, но все же после “третьего глаза” бога луны, спорное место, назначенное ему шахом – в спинке троне.

В начале 40-х годов XVIII века империя Надир-шаха приходит в упадок. А уже с 1745 и более чем на 20 лет полностью теряются и документальные “следы” самого бриллианта.

Вновь документальные свидетельства появляются лишь в 1867 году: некто Григорий Сафрас  (как указывает Армянская энциклопедия фонда «Хайазг»  — Ходжеминасов Григорий Сафразович потомок знаменитого рода Ходжа-Минаса,) передает  на хранение в Амстердамский банк  британской Ост-Индской компании огромный бриллиант. Амстердам уж стал в  то время  признанной бриллиантовой биржей.  Из документов известно, что Григорий Сафрас был состоятельным купцом, родом из  Джульфы.  А выше уже встречалось название этого города: именно в Джульфе  сформировались состояния родов и Лазарянов и Шираманянов.

Но не только место связывало Григория Сафраса с Лазярянами. Племянником жены Григория Сафраса был ни кто иной как, Иван Лазарев (Лазарян), сын Лазаря Назаровича Лазяряна, переселившегося из Персии в Россию ( напомним – дед Лазаря Назаровича, тоже Лазарь (Елизарь),  “находился при втором Шахе Абассе главным Начальником над Монетным Персидским двором и Хранителем сокровищ.”)

И именно этот самый Иван Лазарян в 1772 году и проводит удачную сделку —  выкупает и продает  бриллиант графу Орлову, который, в свою очередь, преподносит бриллиант Императрице Екатерине II в качества подарка на ее именины.

Но каким же образом после своего “служения”  нескольким  царственным  династиям, этот удивительный бриллиант оказался у Григория Сафраса?  В специальной литературе по камням можно встретить различные версии, одна загадочнее другой.  Но вот, что пишет  в 1897  издание «Братская помощь пострадавшим в Турции армянам»:  “Лазарь Лазарев имел в Москве торговлю драгоценностями, и ему принадлежал признаваемый ныне лучшим в мире «Орловский» бриллиант (185 карат), поднесенный графом Орловым Екатерине II и ныне украшающий Российский императорский скипетр. Об этом бриллианте существует несколько легенд. Рассказывают, что Лазарев, укрывая свое сокровище от персидского шаха, сделал себе надрез на ляжке и там его спрятал. Орлов заплатил Лазареву 450 тысяч рублей  (по другим источникам – 400 тысяч, примечание www.mascaron.org ) и 2 тысячи ренты, теперь он ценится свыше 2 миллионов”.

Вспомнив родственные связи Григория Сафраса  и Ивана Лазарева,  и общее происхождение их родов их Джульфы, с достаточно большой долей вероятности можно предположить, каким именно образом бриллиант оказался у Лазарянов, а затем и у Сафраса. Примечательно, что именно по взаимной договоренности Григория Сафраса и Ивана Лазаряна и был размещен в Амстердамском банке уникальный бриллиант, скорее всего, тайно вывезенный Лазарем Лазаряном из Персии. Скорее всего, чтобы “не будить спящую собаку”, в Амстердаме бриллиант уже появляется как собственность Григория Сафраса.  Подтверждение такого рода “партнерства” с  самого начала “операции” по официальному обретению бриллианта отчасти  может служить и  текст прошения Ивана Лазарева, поданного в 1779 по поводу раздела имущества скончавшегося Григория Сафраса: “ В 1772 году октября 20-го, Григорий Сафрас своего одного сто девяносто пяти каратного алмаза половинную долю, продал мне за 125000 рублей… чтоб мне стараться на общий счет продать и за расходом, что в выручке будет, равною половиной нам разделить, как в 1774 году означенный один алмаз и продан от меня светлейшему князю Орлову, в семилетние сроки, за 400000 рублей). И до продажи камня и в течение пятилетнего времени на счет старания о продаже оного камня расходу издержано было 11800 рублей».

По поводу продажи камня графу Орлову ходило много слухов, но многие документы были  неожиданно “утеряны”, о чем  свидетельствует, в частности, Гавриил Романович  Державин. Он сохранил воспоминания о том, что якобы бывший  директор императорской тайной канцелярии  похитил и уничтожил (?) документы о  продаже Иваном  Лазаревым бриллианта. Якобы в этих документах содержались порочащие деловую репутацию сведения о мошенничестве Лазаревых, благодаря которому они и завладели бриллиантом.  По одним сведениями Иван Лазарев был ювелиром императрицы, по другим источникам,  сам Граф Орлов играл всего лишь только роль “прикрытия”, а сумма 400 000 рублей – по тем времена весьма значительная – была выделена самой Императрицей…. Вопросы и загадки только преумножаются.

Но, так или иначе,  уже в 1874 Екатерина II  пожаловала  Лазаревым потомственное дворянство,  и Иван Лазарев  надолго и прочно укрепляется в “высшем” свете при Дворе.   Да и сумма в 400 000 рублей не вызывает сомнения….

На завещанные в 1800 году Иваном Лазаревым 200 тысяч рублей  ассигнациями его наследниками и был в 1814-1823 годах  построен (переустроен) комплекс “Лазаревского Института”, на пилонах ворот которого и красуются львы.

Возможно, что эти львы кроме своего декоративного предназначения, а также  гербового знака дворянского рода Лазаревых, и охраняют эту тайну появления бриллианта “Граф Орлов” в России.  Может поэтому и не случайно объект культурного наследия  федерального значения – памятник истории и культуры народов Российской Федерации  — находится в собственности  Республики Армения.