Спешите увидеть !
Удивительно, но почему-то практически все посетители Московского Кремля, проходя на его территорию через Бровицкую башню, не обращают внимания на “удивительное рядом” 🙂 . Буквально прямо над КПП для туристов на высоте около 15 метров можно достаточно детально рассмотреть уникальную белокаменную резьбу 15 века!
Но, давайте по порядку… в 2014 году в журнале “Российская археология” Дмитрием Аркадьевичем Петровым были опубликованы результаты исследования этого и двух соседних белокаменных резных блоков (“Белокаменные гербы на Боровицкой башне Московского Кремля. Результаты предварительного осмотра”. Д.А. Петров, Д.Е. Яковлев, “Российская археология”, 2014, № 3, с. 147-155). По анализу раствора и особенности кладки была установлена датировка этих блоков – 1490 год. Блоки были вмонтированы в стены башни при Пьетро Антонио Солари непосредственно во время строительства Боровицкой башни.
На первых двух фотографиях – общий (современный) вид Боровицкой башни и ее изначальный “боевой“ вид 15 века — нынешний нижний ярус. Именно в этом месте Боровицкого холма, стена Кремля делает небольшой изгиб, и поэтому удалось “естественно” разместить на стенах башни три блока, смотрящие во-вне, на подходящих к стенам Кремля.
Чем, кроме своей датировки –а таких образцов белокаменной резьбы на гражданской постройке 15 века в Москве пожалуй и трудно припомнить – примечательны эти белокаменные резные блоки? Все три блока содержат геральдические изображения. (на карте проекта “Скрытый город” расположения блоков указано точно — http://mascaron.org/?pid=1356 ).
На левом блоке изображен всадник с поднятой над головой саблей.
На втором противостоящие друг другу лев и крылатый змий.
И, наконец, на третьем, правом блоке изображен двуглавый орел под короной. Вспомним, что, как принято считать, первое дошедшее до нас геральдическое изображение двуглавого орла, как государственного символа Московского княжества, встречается на оттиске печати Ивана III Великого 1497 года. Таким образом, теперь справедливо можно увеличить (как минимум) на 7 лет возраст Российского двуглавого орла. Геральдический орел, вырезанный на блоке Боровицкой башни датируется 1490.
А что же представляют собой два других геральдических знака и какое отношение они имеют к Ивану III и Московскому княжеству? Змееборец – всадник, поражающий копьем дракона – всем хорошо известный символ, который связывается именно с Московским княжеским родом Рюриковичей. Всадник же с поднятой над головой саблей (“погоня”) – это родовой знак Гедиминовичей, правителей Литовского княжества. А крылатый змей – так это вообще символ Казанского ханства (но известен он только с конца 16 века в таком качестве). До недавнего времени считалось, что появление этим символов на Боровицкой башне в 1490 году было связано с военными и политические успехами Ивана Великого в противостоянии Литовским княжеством и Казанским ханством. Так буквально в 1487 Казань сдалась войску Ивана Великого, совершившему очередной поход на Казань. Но исследования Евгения Владимировича Пчелова позволяют сделать другое, логические более обоснованное предположение относительно такого убранства своего, родового замка (Кремля) Иваном Великим. “Возможно, эти геральдические изображения являются эмблематическим наследием Ивана III по разным генеалогическим линиям”. Рассматривая эти три знака, как единый эмблематический комплекс, Е.В. Пчелова обращает внимание на следующие факты. По линии Софьи Витовтовны Иван Великий мог наследовать символ великих князей Литовских, всадника с поднятой саблей. Двуглавый орел – наследие Софьи Палеолог. А “изображение центрального герба (лев со змием) имеет приблизительную аналогию с изображением на одном из типов личных печатей Василия II и Ивана III (лев, терзающий змею)” (Пчелов Е.В. О двуглавом орле на Руси до печати 1497 г. // Древняя Русь: вопросы медиевистики. № 3 (53), сентябрь 2013. С. 111–113).
Очевидно, представляет интерес и сама, не характерная для Москвы форма, выбранная для размещения этих геральдических знаков. В этой связи приведем мнение русского архитектора и Н.В. Султанова, который еще в 19 веке в книге, посвященной памятнику Александру II, обратил внимание и на эти самые блоки, на их форму. “Любопытно то обстоятельство, что они уцелели на Боровицких воротах по обеим сторонам въездной арки, куда они были занесены итальянцами, строителями Кремля. Щиты эти по общей форме представляют собою ни что иное, как металлический налобник лошади, и являются, таким образом, остатком рыцарского конского снаряжения”. (“Памятник императору Александру II в Московском Кремле”, СПБ, 1898)
В 2014 году специалистами высказывались соображения относительно целесообразности переноса уникальных белокаменных блоков в музейные хранилища Кремля, и замене их копиями на самой Боровицкой башне. Сейчас, как видно на фотографии “час х” наступает – скоро сетка закроет Боровицкую башню. А вот, что нам потом представят приходится только предполагать.
Так что – спешите увидеть !