Дом Эпштейна в Большом Афанасьевском.
(“Бестиа́рий (от лат. bestia «зверь») — средневековый сборник зоологических статей (с иллюстрациями), в которых подробно описывались различные животные в прозе и стихах.” Wikipedia)
Гражданский инженер, выпускник Санкт-Петербургского Института Гражданских Инженеров Валентин Евгеньевич Дубовской построил немногим более 20 доходных домов в Москве. Три из них, напоминающие средневековые замки, находятся на Арбате и рядом в переулках.
Это портрет Валентина, выполненный его дядей, художником Николаем Никаноровичем Добовским.
Практически все “доходники” Валентина Дубовского во многом выделяются на фоне работ других мастеров модерна удивительным разнообразием и редкой для Москвы стилистикой фасадного декора. Мария Владимировна Нащокина дает подробное описание творчества В.Е. Дубовского, и приводит анализ его архитектурного “подчерка” (Архитекторы Московского Модерна. Творческие портреты, Москва, 2005 год, издательство Жираф).
Арбатский “средневековый”, или с определенными оговорками, “готический” анклав, Валентин Дубовской начал создавать в 1909 в большом Афанасьевском переулке, 36. Заказчиком этого доходного дама был Максим Эпштей.
Валентин Дубовской построит чуть позже, в 1913 году еще один готический “замок” в Гусятниковом переулке для этого заказчика
Проект “Скрытый город” предлагает приоткрыть некоторые, скрытые от глаз “тайны” декора этого средневекового замка – загадочные и не очень образы, скрывающиеся в фасадном и интерьерном декоре дома в Большом Афанасьевском переулке.
(Чтобы рассмотреть общий вид дома, воспользуйтесь сервисом просмотра улиц карты Гугл. Непосредственно на карте “перетащите” “желтого человечка” из нижнего правого угла к дому. В этом режиме можно рассмотреть общий вид дома, улицы, масштабировать изображение, перемещаться по улице. При этом доступен также просмотр фотографий, отмеченных на карте – панораме улицы – красными маркерами. Выход из режима просмотра улицы – стрелочка в левом верхнем углу карты. )
Безусловно, всем хорошо известны 2 рельефа – “рыцарский поход” и ожидающие их дамы, обрамляющие почти что готический портал – вход в этот дом.
Но стоит остановиться и чуть внимательнее рассмотреть фасад, и откроются еще несколько удивительных рельефов. Все они, стилистически, но никоим образом напрямую не копируя “старину”, искусно прорисованы и выполнены таким образом, чтобы укрепить впечатление зрителя, что перед ним предстает средневековое сооружение.
На фасаде есть два сюжета противостояния льва, на одном — с каким-то крылатым зверем ( лошадью ?), на другом — с волком. На первом, подчеркивая средневековую тему, изображены рыцарские доспехи и щит, а вот на втором – уже сам рыцарь, скрестивший руки на своем мече. М. В. Нащокина упоминает, что Валентин Дубовской сам был прекрасный рисовальщик — нельзя исключать, что декор этого “замка” и был прорисовал самим Валентином Евгеньевичем.
На фасаде есть маска льва, как-бы размещенная на кованной ограде замка (опять-таки, чтобы не было сомнения – перед нами средневековое сооружение !) и украшенная ”fleur de lys” (цветок лилии), распространенный геральдический символом – “Бурбонская лилия”. Но есть и еще одна маска льва, также размещенная на средневековой кованной ограде. Но на этот раз тут уже присутствует не королевская лилия, а …. наш родной мишка – он расположился выше, как-бы попирая льва! 🙂 (В арбатском средневековом анклаве Валентина Дубовского есть еще одно изображение медведя, как это ни покажется странным, очень редкое для Московских фасадов 🙂 ).
Но на этом бестиарий дома Эпштейна не заканчивается. На боковых эркерах над окнами третьего этажа есть еще вот такие чудо-птицы. И опять тут присутствует ”fleur de lys”. И это еще не все 🙂 … вернемся к “главной” теме – композиции, обрамляющей портал. Эту композицию разделяют два стилизованных основания колонн. Сами тонкие декоративные колонны – опять-таки, “дань” готическому стилю — как-бы подпирают центральный эркер. Но приглядевшись можно обнаружить, что эти основания колон “украшены” изображением какой-то бестии – то ли волк, то ли лев.
А вот еще одно, видимое только с Арбата или из проезда во двор в доме 41 по Большому Афанасьевскому переулку, средневековое изображение – стилизованный геральдический щит с рыцарскими доспехами. И вот, что интересно – это изображение буквально прикреплено скобой к стене фасада, будто Валентин Дубовской хотел на века сохранить средневековый дух этого Дома!
Художественно ярко и в тоже время достаточно ненавязчиво, только для внимательного, неспешного взгляда, дух “средневековья” продолжается и в оформлении интерьера. (проект имел возможность сделать фотографии только подъезда).
По углам этого пространства расположены декоративные консоли, начинающиеся деревянным витым столбом, и завершающиеся, на первый взгляд, каким-то орнаментальным рисунком, выполненном, скорее всего, в другом материале. Приглядевшись, можно открыть двух ящериц и морду какого-то зверя, как-бы выходящую из этого орнамента.
А на левой стене, поднявшись по ступеням представлен чудесный рельеф – фигура льва, готовящегося к прыжку (или следящего за добычей ?) Есть и другие бестии, завершающие декоративные балки на потолке – тут читается и какая-то птица, и морда диковинного зверя. А над самой дверью есть две резные (отличная деревянная резьба) морды бестии ! (скорее всего — это летучая мышь ! )
Завершает этот обзор интерьерного декора удивительные щиты, расположенные на стене над входом в подъезд. Эта самая неосвещенная стена, поэтому, чтобы рассмотреть рисунок на фотографиях этих щитов пришлось применять “агрессивные”средства редактирования изображения, проявляющие изображение (чтобы получить качественный снимок, к сожалению использовать при съемке штатив и длинную выдержку не было возможности 🙁 ). Увидеть эти щиты можно уже выходя из дома – и это опять-тики очевидное напоминание – вы покидаете средневековый замок!
Возможно щиты покрывались краской, которая несколько “спрятала” тончайшие детали этого рисунка, но и так все же отчетливо видна сложная композиция: в нижней части две фигуры, мужская и женская, со связанными за спиной руками, над ними читается маска льва. В правой части отчетливо виден всадник на коне, справа видна женская фигура. А левее под всадников на лошади, ближе к центру две мужские фигуры. Левая (самая затемненная) часть рисунка читается хуже, но можно различить несколько человеческих фигур и лошадей. Загадочный (как и все остальные !) образ в правой верхней части щита – как будто летящая фигура.
Удивительный щит!
Удивительная работа поистине выдающего художника, архитектора, инженера Валентина Евгеньевича Дубовского !