Ватиканские львы в Москве
Кому приходилось посетить Двор Сосновой Шишки (Cortile della Pigna — Двор Пинии) в Ватикане, кроме самой шишки, безусловно, не мог не обратить внимание и на скульптуры двух львов, справа и слева от фонтана.
Панораму Двора Пинии можно рассмотреть по указанной ссылке на картах google
https://www.google.com/…/data=!3m8!1e1!3m6!1sAF1QipNvcgAnvg…
Эти львы были изваяны в Египте в период царствования фараона Нектанеба II (360-343 гг. до н.э.) в Египте.
В 30х годах д.н.э. в Рим для храма Исиды на Марсовом поле по указанию Юлия Цезаря были доставлены древняя Египетская стела и эти две фигуры львов из египетского храма фараона Нектанеба. В эпоху ренессанса в XVII веке к тому времени уже в развалинах Римского храма Исиды были обнаружены эти удивительные Египетские изваяния. И Папа Александра VII распорядился разместить их в Ватикане. Справедливости ради необходимо отметить, что в коллекции Лувра есть практические такие же львы. Но они были изваяны чуть ранее – во время правления фараона Нектанеба I. В отличии от Римских львов у них нет круглого отверстия в пасти, т.е. они не были предназначены для фонтана.
http://www.alaintruong.com/archives/2015/08/11/32471806.html
Заметим, что в Британском музее хранится еще более древние изваяния львов, и тоже выполненные египетскими мастерами – гранитные львы из Судана, датируемые уже временем правления Аменхотепа III (1388 (?)—1353/1351 (?) до н. э.). Вот как они выглядят :
Принципиальным и очевидным отличием от львов периода Нектанеба является перекрестие (очередность) передних лап.
Но, тем не менее, именно пара Египетских львов из Рима,со Двора Пинии, которые теперь называются «Ватиканскими» львами, и стала, на долгое время своеобразным скульптурным “эталонном”, и многожды копировалась в разных странах и в разное время. Прежде всего, обращает на себя внимание расположение передних лап – как бы скрещенных, проработка гривы и головной накидки, отчасти напоминающая клафт (он же неме́с — царский головной убор в Древнем Египте), и конечно сама поза..
Не составит труда обнаружить львов, возлежащих в такой же, казалось бы, вальяжной позе с крещенными передними лапами, но при этом внушающих, на мой взгляд, ощущение врожденной власти, силы, внутренней уверенности и спокойствия и у нас, в …. Москве.
Именно такие «Ватиканские» львы украшают усадьбы Голицыных Кузьминки и Н.Б. Юсупова Архангельское. Вероятно, львов в этих усадьбах изготовили в первой трети 19 века владельцы известных в то время скульптурных мастерских Сантино Кампиони или Сальваторе Пенна. На мой взгляд, нужно отметить, что морды у львов парка Кузьминки, да и в целом вся фигура выполнена в несколько условной манере..
https://www.google.com/…/data=!3m8!1e1!3m6!1sAF1QipNOj7gHNz…
Ссылка на карте — http://mascaron.org/?pid=3080
В том, что Сантино Капмиони, Сальватора Пенна — мастера Итальянского происхождения, безусловно, прекрасно знавшие историю итальянской культуры, использовали именно эти образы, ничего удивительного нет.
В начале 19 века еще одна пара по образу Ватиканских львов была изваяна для пилонов ворот Павловской больницы (1830-ые годы Доменико Жилярди) – ныне 4-ой градской больницы (Павловской больницы) Несколько изменено “решение” гривы, отсутствует головная египетская накидка, но перекрестие лап, и сама поза, очевидно, выдают «Ватиканский» оригинал.
Ссылка на карте — http://mascaron.org/?pid=3057
Нет ничего удивительное и том, что и для “охраны” главного входа в Музей изящных искусств им. императора Александра III при Московском университете Иван Цветаев задумывал установить так же «Ватиканских» львов. Цветаев называл этих львов — «Стражи Музея». Львы должны были быть изваяны из мрамора. Были даже изготовлены глиняные модели . Вот что Цветаеву написал И.И.Рерберг 15 августа 1902 года: «ватиканские львы вылепливаются из глины в том размере, как они будут покоиться перед лестницей Музея.» К сожалению, этому замыслу помещали обстоятельства. Но огромные гранитные постаменты для этих львов были все-таки установлены у основания парадной лестницы. Нам сейчас, скорее всего, трудно представить, как 11 ! троек тащили по Московским улицам огромные гранитные глыбы для этих постаментов. Обрабатывались они уже непосредственно на строительной площадке. Вот как писал в одном из своих писем Иван Цветаев: «мерный, тихий, монотонный стук гранитных работ идет не умолкая — и меня всякий раз невольно клонит здесь сесть на одну из лежащих глыб, чтобы отдаться этим медленным и тихим-тихим звукам, кующим вековечное дело, конца, истребления которого временем нельзя представить себе, при всем напряжении мысли и воображения.»
Сохранившиеся глиняные изваяния сейчас хранятся в Учебном художественном музее им. И.В. Цветаева. А нам остается только мысленно представлять, проходя в Пушкинский музей, как бы выглядел его парадный вход, охраняемый «Ватиканскими» львами
Рубеж 18 и 19 веков, 20 век… появление в Москве «Ватиканских» львиных “моделей” нас не удивляет…. И присутствие мастеров итальянского происхождения в Москве, и возможность российских художников обучаться, стажироваться или просто изучать мировую культуру не были уже чем необычным.
Но, а что же раньше ? Оказалось, что в Москве сохранилась еще одна пара “Ватиканских” львов, которая датируется…. рубежом 17-18 веков. Вот они
Ссылка на карте — http://mascaron.org/?pid=1818
Если датировка нас не обманывает, то это означает, что в Москве на рубеже 17-18 веков работал мастер, как минимум, хорошо осведомленный, а, возможно, и лично видевший “настоящих” «Ватиканских» львов.
Кто был этот мастер, скорее всего, пока остается загадкой, но выполнил он эти скульптуры для одного из домов Немецкой слободы в Лефортово. Возможно, это был иностранный мастер, или….?
Сейчас этих львов бережно сохраняет Департамент Культурного Наследия города Москвы у себя во дворе. Вот их адрес Пятницкая 19 . По этой ссылке небольшая история — http://mascaron.org/#mode=mscrnmap&postId=712