Грифоны и кадуцеи “Дома с Атлантами” на Солянке.
Буквально несколько месяцев назад были представлены отреставрированные атланты на знаменитом доме чаеторговца Алексея Дмитриевича Расторгуева на Солянке.
Так уж сложилось, что более 10 лет этот дом, оставаясь фактически лишенным какой-либо заботы и внимания, постепенно разрушался. Фасады, подвергшиеся “нашествию” вандалов, лишенных элементарного уважения и к своей истории, и к культуре, позже были закрыты строительной сеткой. Вот как выглядели изуродованные вандалами-графитчиками фасады и лепной декор пару лет назад.
Сейчас “Дом с Атлантами” реставрируется (реставрация с приспособлением) компанией “ВМС Девелопмент” (http://vms.moscow). По счастливому стечению обстоятельств, случилось в самом конце апреля провести фото съемку фасадного декора этого Объекта Культурного Наследия непосредственно со строительных лесов, и немного познакомиться с работами по реставрации фасада.
Буквально прикасаясь к лепнине конца XIX века, с удивлением обнаружил, что все эти годы фасад скрывал несколько “тайн” — любопытных моментов, нюансов декора, о которых мне ранее не встречалось упоминаний.
Оказалось, что многим хорошо известный кадуцей, расположенный на замковом камне окон первого этажа, имеет и своего “собрата”. Два кадуцея – символа торговли располагаются на овале в поле картуша на двух полукруглых боковых фронтонах крыши. Подбирая “коллекцию” московских кадуцеев, приходилось обращать внимание, что символ торговли на фасадах московских зданий с конца XIX века стал претерпевать некоторые “метаморфозы” — отступления от своего классического изображения. Так и кадуцей на Солянке на замковом камне первого этажа вместо обвивающих жезл змей, изображает крылатых ! “рептилий” — то ли с мордой грифона, то ли орла. Но, а сам жезл еще венчает и крылатая шапочка Меркурия – petasus.
А вот кадуцей, символ Меркурия (Гермеса), расположенный на боковых фронтонах представлен в каноническом виде — обвивающие жезл змеи, и снабженный крылышками сам жезл!
Удивительно, на фасаде одного здания представлены две разные интерпретации этого символа торговли !
Второе открытие, которым “поделился” фасад – два “вида” грифонов, умело вплетенных в небольшой растительный орнамент. Первые два (с мордами орла) расположены на центральном фронтоне – справа и слева от центральной части фронтона, в котором, возможно, на поле картуша, мог быть какой-то вензель (см. фотографию ниже)
Вот эта пара грифонов, смотрящих навстречу друг другу
Еще две пары грифонов, в отличии от первых, смотрят в противоположные друг от друга стороны, и располагаются они в двух сандриках (полукруглых нишах) между первым и вторым этажами. И тут «читаются» уже львиные морды! Ниже приводится только одна фотография, т.к. второй “зверь ” находится в мастерской лепщиков, где ведутся работы по его восстановлению.
Пользуясь случаем – когда еще придется побывать на строительных лесах — хотелось внимательно рассмотреть и орнаментальный декор на фасаде “Дома c Атлантами“. Несмотря на фрагментарные утраты лепнины (в частности, и на орнаменте и на маске льва – см фотографии ниже), можно хорошо представить насколько тонко были проработаны все эти элементы фасадного декора.
Заслуживает огромного уважения и благодарности кропотливая работа реставраторов. Проводится не просто очистка многослойного покрытия красками (и аэрозолями графитчиков ), в мастерской лепщиков буквально по частям компонуются уцелевшие фрагменты всех этих замечательных рельефов, а при необходимости делаются слепки и по ним восстанавливаются утраченные элементы. Увиденное позволяет высказать мнение – отреставрированный фасадный декор будет именно тот, что задумывался Василием Николаевичем Карнеевым в 1882 году при строительстве этого дома.
Проект “Скрытый город” выражает искреннюю признательность С.И. Решоткину (https://www.facebook.com/sergey.reshotkin.7 ) и за консультацию по элементам декора “Дома с Атлантами”, и за предоставленную возможность проведения съемки. Огромная благодарность также его коллегам: Максим Ткач не только помог организовать съемку, обеспечив беспрепятственный и безопасный ! доступ ко всем интересующим объектам съемки, но и поделился особенностями проводимых работ.
————————————————————————————————————————
PS.
Рыбная переторжка, чаеторговля, станция Растогруево и Леший. — лучший рысак 1904 года —
“Дом с Атлантами” на Солянке помимо своего архитектурно-художественного наследия хранит и целый пласт истории московского купечества.
В самом начале XIX века в Москву перебираются отпущенные из крепостных графа Шереметева братья Ивам Ефимович и Петр Ефимович Расторгуевы со своими семьями.
Они успешно ведут рыбную торговлю сначала в нынешнем Рыбном переулке. Вот фрагмент записи из Общественных приговорах (так назывались протоколы заседаний московского купеческого общества) за 1830 год, августа 7-го дня, за № 41.
“на отдачу в содержание с 1 числа сентября сего года впредь на 4 года принадлежащего здешнему купеческому обществу рыбного двора, состоящего в городской части во 2-м квартале в Введенском переулке, против гостиного двора под № 92, а по оценочной табели под № 89-м, со всем строением, лавками, амбарами, в нем устроенными весами и к ним принадлежащим прибором, производили переторжку с явившимися в собрание на сей предмет лицами – московскими купцами Михайло Ивановым Ворониным, Феофилактом Карповым Шапошниковым, Петром и Иваном Ефимовыми Расторгуевыми, Андреем Дмитровым Мартьяновым и Семеном Прокофьевым Комаровым…; вышеописанные купцы … изъявили желание принять упомянутый общественный рыбный двор, со всеми вообще к нему принадлежностями, в 4-годичное содержание на объявленных им с подпискою кондициях, с платою за оный двор обществу по 16300 рублей ассигнациями за каждый год, с тем, что, в исправном платеже наемной суммы и в выполнении всех означенных в кондициях обязанностей, они ручаются и приемлют обоюдную ответственность за себя один по другом, все вообще…”
Петр Ефимович со старшим сыном Ивана Ефимовича и далее продолжали рыбную переторжку, и принимали активное участие в обустройстве Соляного Рыбного двора на Солянке (на его месте затем будет возведен Ансамбль доходных домов Московского купеческого общества).
А вот младший сын Ивана Ефимовича – Дмитрий Иванович выбрал для себя другое дело – торговля колониальными товарами, и, прежде всего, чаем. Это фотография Дмитрия Ивановича
Он был женат на Александре Николаевне урожденной Ленивоваой (так же происходящей из семьи отпущенников графа Шереметева ! ), у них было двое детей – Алексей Дмитриевич и Марфа Дмитриевна.
Как указывает в своих дневниковых записях Алексей Дмитриевич, сын Дмитрий Ивановича “С 1 января 1865 года открыт торговый дом под фирмою «Д. и А. Расторгуевы» ”.
Чайное дело у Растогруевых процветало. Вот что указано в 1867 году в издании :
» О Т О Р Г О В Л Ѣ
НА НИЖЕГОРОДСКОЙ
Я Р М А Р К Ѣ,
Иссѣдованиіе
П. H. ОВСЯННИКОВА.
ЧЛЕНА—СОТРУДНИКА И. Р. ГЕОГРАФИЧЕСКАГО ОБЩЕСТВА И
ДѣЙСТВИТЕЛЬНАГО.
ЧЛЕНА НИЖЕГОРОДСКАГО СТАТИСТИЧЕСКАГО КОМИТЕТА»
“… Фирма II. II. Боткина (Петра Боткина сыновей) одна из богатѣйших на нижегородской ярмаркѣ. Вмѣстѣ съ г. Расторгуевымъ у П. П. Боткина, можно безъ ошибки сказать, находится въ настоящее время въ рукахъ вся главнѣйшая русская чайная торговля” .
После кончины Дмитрий Ивановича его дело продолжил старший сын – Алексей Дмитриевич. Это фотография Алексея Дмитриевича Расторгуева.
Именно Алексей Дмитриевич при участии (?) своего сына Дмитрий Алексеевича и строит на Солянке знаменитый дом с Атлантами. Семья Расторгуевых занимала весь второй этаж, две квартиры на третьем этаже сдавались. На первом этаже располагался магазин Растогруевых , часть помещений сдавалась. Также использовались и подвальные помещения – были и свои подсобные и складские помещения, часть помещений сдавались внаем.
Алексей Дмитриевич был весьма уважаемым человеком в Москве. В Справочной книге в 1877 год отмечается : «Алексей Дмитриевич состоит экспертом Московской Таможни с 27 октября 1866 г., церковным старостою Богородицкой, что в бывшем Пересыльном замке (на его месте был затем построен нынешний Пушкинский музей – Музей Изящных Искусств имени императора Александра III при Московском университете – примечает Mascaron.org ), церкви с 1869 года, директором Московского Попечительного о тюрьмах Комитета с 26 июля 1873 года, гильдейским старостою в Купеческой Управе с 8 апреля 1871 г. по 25 июля 1873 г., выборным от Московского Купечества с 19 апреля 1878 г. и членом в Купеческой Управе с 15 мая 1875г., гласным Московской Городской Думы с 1877 г.»
Одновременно со строительством дома на Солянке Дмитрий Алексеевич Расторгуев приобрел земли и имение около села Тарычево (по нынешнему Павелецкому направлению). И вскоре в связи со строительством нового участка Рязанско – Уральской железной (Павелец – Москва) для обустройства станции отдает безвозмездно 9 десятин своей земли. Он также принимает активное участие и в строительстве станции, известной нам сейчас как Расторгуево.
Так выглядела станция в начале XX века
После кончины в 1886 году Алексея Дмитриевича Расторгуева семейное дело полностью переходит в руки его старшего сына Дмитрия Алексеевича, который принимает в компаньоны своего младшего брата Сергея Алексеевича.
Они продолжили не только само семейное дело, но и традиции благотворительности.
Вот цитата из издания «Нижегородской Ярмарочный Спасский (старый) Собор»: «Церковный староста потомственный почетный гражданин Московской 1-й гильдии купец Дмитрий Алексеев Расторгуев (с 1882 г.) купеческого происхождения; в 1886 году 28 февраля Всемилостивейше награжден золотою медалью на Станиславской ленте, для ношения на шее, за пожертвования по возобновлению сгоревшей при Спасском соборе домовой церкви и при ней колокольни; в 1889 г. сопричастен к ордену Станислава 3 ступени за заслуги по участию в трудах и жертве по фундаментальному исправлению Спасского Собора; в 1899 году сопричислен к ордену святой Анны 3 степени за личные его пожертвования в Соборе более чем на 11000 рублей; имеет темно-бронзовую медаль на Александровской ленте, в память священного коронования в 1883 году 15 мая Государя Императора Александра III Александровича».
Дмитрия Алексеевича был также награжден за заслуги в благотворительности золотыми медалями на Андреевской, Анненской и Владимирской лентах. В 1905 году он получает звание коммерции советника.
Есть еще одна страничка истории, связанная с родом Дмитрия Ивановича Расторгруева, и достаточно неожиданная. Это коневодство. Три внука Дмитрия Ивановича – Дмитрий, Сергей и Петр Алексеевичи занимались разведением разных пород лошадей. Князь С. П. Урусов в своем справочнике «Книга о лошади» упоминает завод Дмитрия Алексеевича в ряду лучших конных заводов: “Из числа наиболее известных у нас заводов рысистого сорта назовем: завод Его Императорского Высочества Великого Князя Дмитрия Константиновича (завод этот должен быть поставлен во главе, так как выдается своим прекрасным воспитанием и всей постановкой дела), завод гр. И. И. Воронцова-Дашкова, покойного С. Н. Коншина, Н. М. Коноплина, насл, кн. Л. Д. Вяземского,…, Д. А. Расторгуева, … и мн. другие” . Так рысак Леший завода Д.А. Расторгуева был победителем Императорского приза в. С-Петербурге в 1904 году !
В дополнении к чайному делу Расторгуевы расширяют ассортимент и открывают свое производство. Теперь в их магазинах можно купить и сахар, и оливковое масло, а также карамели собственного производства.
Совсем недалеко от Солянки, на Яузском бульваре (точный адрес — Яузская ул., дом 1/15, строение 8) есть еще один удивительный дом-замок, связанный с фамилией Расторгуевых. Правда “официально” он называется “Особняк Филипповых, 1820-е гг., 1877 г., архитектор А.Е.Вебер, 1906 г., архитектор А.В.Красильников”. Одна из дочерей Алексея Дмитриевича Расторгуева – Александра Алексеевна вышла замуж на купца (который тоже имел отношение в торговле чаем) Николая Ивановича Филиппова. Не исключено, что дошедший до наших дней облик этого дома-замка, архитектор Красильников строил уже по заказу овдовевшей к 1899 году Александры Алексеевны.
Очень хочется надеяться что с восстановлением самого “Дома с Атлантами” будет восстанавливаться и историческая память и возрождаться славные Московские традиции !
При подготовке публикации использовались материалы из книги «Московские купцы Расторгуевы» Юлия Александровна Расторгуева.