Куда ушли два льва с “Палат бояр Романовых” ?
Так уж так сложилось, что в этом, 2018 год, отмечается сразу несколько “круглых” дат, связанных с “Домом бояр Романовых”:
10 лет воссоздания на фасаде Плат бояр Романовых геральдических знаков “Герб рода Романовых ”
160 лет завершения реставрационных работ под руководством Ф.Ф. Рихтера, сформировавших нынешний вид Палат бояр Романовых,
.210 лет со дня рождения архитектора и одного из основоположников Российской реставрационной школы Федора Федоровича Рихтера,…
Платы бояр Романовых на Варварке в нынешнем их виде были воссозданы на сохранившемся с 16-17 веков подклете в 1858 году, по окончании реставрационных работ, начавшихся годом ранее в 1857 году. Император Александр II тогда решил устроить в родовой вотчине один из первых музеев в Москве – “Дом бояр Романовых” Проект реставрации, а точнее сказать, воссоздания ансамбля зданий выполнил архитектор Ф. Ф. Рихтер, опираясь на исторические аналоги. Во многом подход, предложенный тогда Ф.Ф. Рихтером, послужил основой для формирования научной реставрационной школы России. В 90-х годах 20 века, когда проводились уже новые реставрационные работы, на фасадах палат были вновь открыты ниши, в которых ранее располагались геральдические знаки Романовых, утраченные в середине 20 века. Но лишь в 2008 году эти два геральдических знака Романовых были заново созданы. Один расположен на северном фасаде, выходящем непосредственно на Варварку, над входом в палаты, второй — на восточном фасаде в кокошнике над балкончиком. Примечательно, что финансирование работ 2008 года по воссозданию геральдических знаков взяли на себя потомки Федора Федоровича Рихтера и правнук Великой княгини Ольги Александровны, родной сестры Императора Николая I I, Павел Эдвард Куликовский.
Сам геральдический знак “Герб рода Романовых ” разработал в 1856 году приглашенный Александром II барон (с 1862 г) Б.И. Кёне , один из ведущих геральдистов России и основатель Русского археологического общества. Как раз в это время Ф. Ф. Рихтер и разрабатывал проект “Дома бояр Романовых”.
За основу родового геральдического знака Б.И. Кёне взял изображение на старинном прапоре – воинском флаге 1650 года боярина Никиты Ивановича Романова, двоюродного брата первого царя из рода Романовых. Этот прапор хранился в Оружейной палате. Там же хранилось и описание прапора: «Прапор середина тафта белая, вшит гриф тафта желтая, с мечом, в левой лапе держит клеймо, повыше клейма писан орлик чёрный, опушка вшита в червчатую тафту, тафта жёлтая. Откоски объярь черная, писаны главы львовы золотом и серебром, опушка тафта разных цветов».
Как утверждает большинство источников, хранившийся в Оружейной Плате прапор не сохранился. Но, по словам одного из сотрудников музея “Палаты Романовых” (разговор состоялся в 2016 году), в конце 19 веке прапор существовал, но уже сильно обветшал и истлел, а изображение на нем едва “читалось”. Однако, при создании музейной экспозиции в конце 20 века фрагмент старинной ткани этого (!?) прапора был представлен музею для воссоздания музейного экспоната – музейной реконструкции прапора боярина Никиты Ивановича Романов.
Белокаменное рельефное изображение родового Герба Романовых, на которое в большинстве случаев указывается в публикациях, и на которое обращают внимание большинство экскурсий, было размещено на северном фасаде Палат Романовых. Сохранилась фотография 1913 года – посещение Императора Николая II палат бояр Романовых. Ниже на фотографии справа прекрасно виден этот знак. Не сложно удостовериться, что выполненный в 2008 году рельеф (левая фотография) точно повторяет тот, исторический с фотографии 1913 года.В специальных исследованиях можно встретить анализ выполненного Б.И. Кёне родового Герба, в частности, отмечаются Русские и европейские традиции изображения львиных голов (анфас или профиль). Настоящий обзор не претендует на какое-либо геральдическое исследование, тем более, что Герб рода Романовых, разработанный Б.И. Кёне, был утвержден. В официальном описании этого герба, в частности, указывается “…..на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов, четыре золотые и четыре серебряные”
Но, если внимательно посмотреть на второй знак, на восточном фасаде, то можно обнаружить любопытный факт – на двух геральдических знаках на фасадах Палат бояр Романовых указано разное количество “оторванных львиных голов”. Вернемся в 1913 год…на северном фасаде за спиной Николая II видно 6 ! львиных голов… на фотографии 1910 года восточного фасада можно “прочитать” 8 львиных голов, как и полагалось! И точно в таком виде, с 8 оторванными львиными головами этот знак реставраторы и воссоздали в 2008. Учитывая, что в геральдике любая “мелочь” имеет значение, такое разночтение – 6 или 8 голов — вызывает большое удивление !
Но вопрос нужно адресовать не к нынешним реставраторам 21 века, которые, как раз в этом случае, точно воссоздали утерянные детали 1913 года, а к авторам того, старого проекта. Принимая во внимание, что суть, смыл восьми “оторванных (! – mascaron.org ) львиных голов” не указаны в официальном описании Герба Романовых, что само по себе вызывает удивление, можно только лишь строить различные предположения. Но факт есть факт – Гербу рода Романовых на северном фасаде Плат Романовых львиных голов “не доложили”.
Казалось бы такая незаметная, скрытая мелочь – 6 или 8, но не каких-то, а “оторванных” ! голов, а о скольких вопросах, как минимум, о природе самого Герба Романовых она, эта мелочь побуждает задуматься !
PS. Проект www.mascaron.org будет благодарен, если есть дополнительная информация, проливающая свет, на причину такого различия этих двух геральдических знаков.